Не судите, да не судимы будете...
Очень известные слова многим, верующим и неверующим, ставшие крылатой фразой: не судите, да не судимы будете. Они были сказаны Иисусом в Нагорной проповеди и контекст их такой: прежде чем замечать недостатки других, посмотри на себя.
Может быть то, что тебе не нравится в другом, есть и у тебя. Ты видишь сучок в глазу ближнего своего, но не видишь бревна в своём глазу. Вынь сначала бревно из своего глаза. Тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза ближнего.
Понятно, что эти слова метафоричны, но они хорошо иллюстрируют суть проблемы людей: мы замечаем недостатки, но только не свои.
Почему так?
Ответ кроется в той самой греховности, в ощущении своей плохости, своей недостаточности. Эту реальность сложно выдерживать. Нужно мужество, чтобы признать свою недостаточность, свою ущербность, свою слабость, несостоятельность. Несовершенство ассоциируется со слабостью, а кто хочет ощущать себя слабым? Ведь сила в этом мире приветствуется, а слабость осуждается.
Наша психика защищается от этой реальности таким способом, что плохость видит исключительно в других. Так легче осознавать зло, когда оно в других. Соответственно и судить, но не себя.
Но апостол Павел говорит, «Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы.
То есть, нормальная жизнь христианина в том, чтобы работать над самим собою, обнаруживая грех, исповедовать его, обнаруживая недостаток исправлять, обнаруживая слабость, искать силы у Господа. Это путь смирения перед Господом.
Однако защитный механизм, выработанный годами, работает наоборот. Я скорее замечу недостаток другого и начну осуждать его. Так я почувствую свою «праведность», это легче сделать, чем признать собственный недостаток.
Увы, но это универсально работает.
Тем не менее, избавиться от привычки осуждать можно, если понять, что Бог меня не судит. Поэтому я могу посмотреть на себя в свете Его любви и признать свой недостаток, признать свой грех без страха осуждения.
В этом смысл искупления: избавить от чувства вины и страха наказания для того, чтобы человек мог сотрудничать с Богом в деле освящения и достигать зрелости.