- Басни, афоризмы, притчи (23)
- БИБЛИЯ (19)
- БИЗНЕС (11)
- Видео (16)
- ДЛЯ ДЕТЕЙ (сказки, истории) (13)
- ИЗРАИЛЬ И ЦЕРКОВЬ (24)
- КЛАССИКА (рассказы) (14)
- МЫСЛИ ВСЛУХ (52)
- О МОЛИТВЕ (14)
- Проповеди (38)
- СТУДИЯ (32)
- ХРИСТИАНСТВО (49)
Перед публикацией этого поста, я задался вопросом: о чем рассказ Чехова «Душечка»? Сначала решил выяснить существующую точку зрения и поискал уже имеющиеся рецензии.
Как оказалось, рассказе «Душечка» Чехов показал способность героини к самоотверженной любви, которая составляет сущность её натуры.
Относительно самоотверженности, трудно не согласиться, что такая черта характера присуща Душечке, но что касается эмоциональной зрелости героини, здесь у меня закрадываются большие сомнения.
Также в моем представлении любовь и присущее Душечке растворение в другом человеке — это совсем разные понятия. Поэтому моя трактовка произведения будет отличаться от стандартной.
Безусловно, Душечка — положительный образ, но отнюдь, не лишенный недостатков. Поэтому чрезмерно превозносить её самоотверженную «любовь» не вижу смысла, хотя здесь можно со мной поспорить.
На мой взгляд, её самоотверженность — это слишком сильная привязанность к другому человеку. И это на самом деле приводит к потери Душечки себя, как личности.
Сначала мы видим, как Душечка привязывается к антрепренеру Кукину. В рассказе эта привязанность названа любовью. По крайней мере так Оленька называет свои чувства к мужу, но в результате этих семейных отношений с Душечкой происходит удивительная метаморфоза: она начинает в точности повторять слова, обороты речи, мысли своего мужа.
Она живет его интересами, его оценками и казалось бы, так и должно быть, жена — очень сильно отождествляется с мужем. Но проблема здесь в том, что это подражание вытравливается из Душечки её саму. Кажется даже, что она именно этого и хочет. Раствориться в человеке.
Но, если она — это «второй Кукин», то после его смерти, получается, что она теряет смысл жизни, опору. А раз так, тогда, что остается от самой Душечки?
Где она, как личность? Её нет.
Так и случилось после смерти мужа. Пустота и уныние, бессмысленность до тех пор, пока она снова не привязывается душой уже к другому мужчине лесоторговцу Пустовалову.
И снова повторяется метаморфоза. Но теперь Душечка копирует мысли и чувства Пустовалова, да так усердно, что забывает о прежних симпатиях к театру, которые приобрела во время совместной жизни с Кукиным.
Вот это уже настораживает! Ведь если какие-то ценности истинны сами по себе, то они не должны изменяться в результате смены « жизненных декораций». Но у Душечки не так.
Для ней истинно и имеет смысл лишь то, что истинно и имеет смысл для её мужа. Поэтому, когда Душечка теряет второго мужа, у неё за душой вновь не ничего не остается. Пустота. И никаких мыслей.
Это второй подозрительный звоночек. Это ещё больше настораживает! Как так, у взрослого человека нет собственного мнения?
Куда оно девалось? Оно пропало вместе с мужем! Умер муж — пропало мнение.
Но вот оно снова появляется с появлением на горизонте её жизни очередного мужчины, к которому она опять привязывается.
Вот такая закономерность, такая странность...
Назвать все это любовью очень трудно. Любовь возвышает и формирует человека. Любовь делает человека личностью. А я вижу в Душечке слепую привязанность к другому человеку, которая выхолащивает из её души индивидуальность.
Душечка выглядит несколько глуповатой, хотя понятно, что она в своей самоотверженности находит для себя смысл жизни. Но он временный и непостоянный. Говорить об эмоциональной зрелости Душечки также сложно.
Её ответственность сводится к тому, чтобы «заглядывать в рот» своему мужу, а в конце жизни — мальчику, сыну ветеринара Смирнина, и растворяться в другом человеке.
Назвать это раболепием, которое мы наблюдаем в другом рассказе Чехова "Толстый и тонкий" — трудно. Скорее всего, это служение человеку и преклонение перед ним.
Выглядит это в какие-то моменты даже привлекательно и вроде бы достойно похвалы, так как в таком служении проявляется добродетель. И эта добродетель достойна похвалы! У мужа с такой женой будет меньше проблем, чем с эмансипированной, потому что она старается угодить ему.
Думаю, что у Чехова Душечка это — женщина, ищущая свое предназначение, которое находит, или в отношениях с мужем или в заботе о ребенке. Образ, как было описано выше, не лишенный недостатка, но душевная доброта у неё очевидна.
Что может дать Душечка другому человеку? Вряд ли истину, выстраданную временем и опытом, но заботу о муже, тепло семейного очага — да!
Сомневаюсь, что Чехов в своем рассказе показал истинность самоотверженной любви, как это принято считать. Скорее — это одна из форм самоотверженной любви, которая была оправдана в патриархальном обществе, когда женщина находила свое призвание в служении мужу и детям.
И когда Душечка теряла свою привязанность — она ощущала бессмысленность жизни.
[irp posts="852" name="Интернет зависимость, причины и как избавиться"]
Автор: Студия "Вестник"
Мир аудиокниги