Reaper, Cubase, Adobe Audition и их особенности
Изначально для работы со звуком ещё в 2000-х годах я изучил 2 программы: Adobe Audition 1.5 и Cubase SX3. В Cubase я писал аранжировки, работал с midi, а в Adobe Audition 1.5 работал со звуком: записывал книги, сводил музыку.
В принципе этих программ вполне хватало, чтобы решить любую задачу. Правда, в то время мощность компьютеров была ограничена, если у кого было 2 гб оперативной памяти, это было что-то запредельное.
Но время шло и на смену 32 битным программам пришли 64 битные, и это все было связано с обновлением Windows. Наступила эра постоянных обновлений от версии к версии. Cubase стал популярным в 5-й версии, потом 6-ка, 7-ка, сейчас уже 10 версия.
А если говорить об Adobe Audition, то после того, как корпорация Adobe выкупила права на Cool Edit Pro, она также стала периодически обновлять своё «усыновленное» программное обеспечение.
В этой статье я хочу сделать небольшой обзор таких программ, как:
- Adobe Audition;
- Cubase;
- Reaper;
Когда вы читаете обзоры на официальных сайтах, или видите небольшие презентации на любых других, мало кто напишет о достоинствах и недостатках, которые все таки есть у каждой из программ. Обычно идет описание технических характеристик, которые, в принципе, у всех хороши.
Но все же у этих программ есть отличия, которые можно ощутить лишь в процессе работы.
Adobe Audition
Моя любимая программа, но, увы, в версии 1.5. Новые версии не использую по причине неудобства работы. Ещё 3.0 можно применять,но не выше. Почему?
Потому что за 15 с лишним лет Adobe Audition мало изменился. По-большому счету, кроме внешнего вида, практически ничего. Все основные функции, которые есть в последних версиях, уже давно были в версии 1.5.
Эта версия подходит для:
- озвучивания книг;
- закадрового озвучивания;
- несложного сведения;
- для монтажа;
В Adobe Audition 1.5:
- хороший контроль над аудио;
- любую задачу по обработке аудио можно решить;
- очень простой интерфейс;
- есть скрипты для автоматизации процесса;
- в микшере можно создать дополнительные шины (для группировки каналов);
- поддерживает видео mp4, avi;
- на борту есть все необходимые плагины для обработки звука;
Когда я говорю хороший контроль над аудио, я имею в виду, что хорошо видно волну звука до самых мелких деталей и можно редактировать на уровне слов и букв. Это нужно при редактировании аудиокниг и чистке файла от шумов.
Для каких задач НЕ подходит Adobe Audition 1.5?
Для работы с midi. То есть, сделать аранжировку, используя VST-инструменты не получится в Adobe Audition вообще. Записать с микрофона — это да. Записать инструмент в живую — также. А с midi клавиатуры — нет.
Какие есть неудобства в Adobe Audition 1.5
- Есть неудобство — это когда нужно работать с плагинами в инсерте. Вызвать окно легко, а вот переключаться между плагинами, если их больше 4-х в панели, неудобно.
- Нет огибающих для каждого плагина отдельно, только для группы.
- Нет классического посыла, как у многих современных программ. Хотя и это можно организовать, потому что в микшере есть фейдер dry/wet, поэтому при желании это можно сделать.
- Нет добавления и удаления треков, сразу по умолчанию, сессия загружается с эн-ным количеством треков, хотя я бы не назвал это неудобством.
- Нет возможности передвигать треки. Это недостаток, когда нужно группировать треки.
- Микшер для актуальный для 2004 года. Нет анализаторов на каналах.
Вывод: для БОЛЬШИХ ПРОЕКТОВ (более 10 треков) Adobe Audition 1.5 — неудобен. Для работы в Edit редакторе и быстрого микса нескольких треков — очень удобен.
А в общем, для тех задач, что описал выше — вполне хватит и Cool Edit Pro, но лучше использовать Adobe Audition 1.5 или 3.0. Они идентичны с той лишь разницей, что 3.0 поддерживает только Avi видеофайлы. В остальном - без проблем.
Современные версии Adobe Audution не использую(!). Неудобно, громоздкий интерфейс, много лишнего.
Cubase
Здесь наоборот. Главная задача Cubase — это работа и запись midi. С аудио также удобно работать, без проблем, но нет такого хорошего контроля, как у Adobe, хотя это во многих случаях не принципиально.
Версия 5.0 — стабильная версия, но работает только с 32-битными плагинами и инструментами. А сейчас уже все программное обеспечение ориентируется на 64-битные. Поэтому Cubase5 для тех, кто застрял на Windows ХР или семёрке, и кто очень сильно привык к Cubase5. Нужно будет настраиваться на заморозку треков и выгрузку их в аудиоформат, потому что большие проекты Cubase не вытягивает. Впрочем, так было всегда.
Версия Cubase10 Pro — современная.
Здесь, наоборот, 32 битные плагины и инструменты не поддерживаются. Поэтому нужно будет бриджить их. Выход найти можно, но это все же работа в обход. Подходит для работы с аудио и midi. Есть ряд преимуществ, но Cubasу по-прежнему большие проекты с VST не вытягивает.
Недавно делал эксперимент, сравнивая работу одного проекта в Cubase, Samplitude и Reaper, Cuabse показал худшие результаты.
НО это все очень относительно, потому что в любой момент можно заморозить трек, перевести его в аудио и спокойно продолжать работу. А в 10-й версии есть функция для коррекции нот, вместо Мелодайна, много фишек для работы с midi. В общем, описанию возможностей Cubase посвящаются целые книги.
Подходит для:
- мастеринга, сведения;
- саунд-дизайна;
- записи, редактирования;
- озвучки видео;
- аранжировки;
- имеет свои плагины и инструменты;
Недостаток:
- не вытягивает большие проекты при работе с VST;
- цена 600 долларов;
Reaper
Очень хорошая программа. Вытягивает любой проект. Может работать с видео и даже не с одной дорожкой. Гибкая в настройках. Можно полностью подстроить под себя.
В этом она напоминает Adobe 1.5. Там также есть возможность с помощью горячих клавиш и скриптов автоматизировать работу.
Проста в коммутации, в организации проекта.
Работает и с 32 битными и с 64 битными VST. Нет задержки, легкая, цена небольшая. И можно ещё много-много перечислять достоинства. Работает отлично с midi и аудио. Интегрируется с любой другой программой-хостом.
Недостатки:
- нет своих VST инструментов;
- нет такого контроля над аудио, как в Adobe Audition
Достоинство:
- цена 60 долларов;
- использование в пробном режиме 60 дней;
- гибкая в настройках;
- много собственных плагинов;
- любой шаблон можно подобрать;
- справляется с нагрузкой в проекте;
Подведем итог.
Adobe Audition. Для контроля над аудиофайлом (чистка, обрезка, удаление артефактов) лучше всего подходит Adobe Audition и в моей практике версии 1.5. В нем можно сделать монтаж любой сложности, но в больших проектах возникнет сложность в организации самого проекта. Так как нет трек-папок и возможности скрыть лишнее. Это надо учитывать. Но для простых проектов его хватит вполне, также и для обработки звука 32-битными плагинами.
Также очень просто работать в нем, если озвучивается закадровый голос и нужно потом сделать монтаж. Все делается очень быстро, если ещё правильно настроить горячие клавиши, то тем более. Все делается на лету.
Cubase — флагман в работе с VST и midi и если нужна аранжировка музыки — это сюда. Возможности колоссальные. Но учитывайте, что при нагруженном плагинами и инструментами проекте, начнет потрескивать звук. Поэтому нужно будет выгружать его в аудио.
А в Reaper таких проблем с производительностью нет в принципе и если вам нужно ВСЕ настроить ПОД СЕБЯ, чтобы в один клик делать ТО, что вы хотите, то для этого есть Reaper.
И последнее. Все познается не в СРАВНЕНИИ, а в РАБОТЕ. Сколько бы ни читали о разнице, плюсах и минусах в этих хостах, пока не начнешь что-то делать, не ощутишь разницу. Поэтому, работайте!