Значимость, достоинство и грех

Добрый день! Сегодня хочу поразмышлять над такими понятиями, как значимость, достоинство. Что это за «чувство» с точки зрения психологии и как эта часть нашего естества восстанавливается во Христе.

Итак, общепринятый взгляд на грех — это:

  • беззаконие (нарушение заповеди, устава)
  • неправда (ложь)
  • неправедный поступок,
  • непопадание в цель (пойти не в ту сторону).

В связи с таким определением греха (пойти не в ту сторону) нам становится понятным термин «покаяние», как:

  • изменить путь,
  • исправить свои пути,
  • развернуться.

Я вижу ещё одно определение греха, которое поможет на него взглянуть по другому и понять свои проблемы.

Значимость, достоинство и грехГрех — это ПОТЕРЯ ДОСТОИНСТВА. Или УТРАТА подлинной ЗНАЧИМОСТИ. Эту потерю можно рассматривать и как следствие греха, и как само ощущение греха, и как сущность греха.

Соответственно, праведность — включается в себя обретение своего достоинства и подлинной значимости.

Если так, то праведность, как праведная жизнь, связана с реализацией своего подлинного достоинства, своего предназначения так, как это задумал Бог.

Писание прямо не даёт формулировку греха, как потерю своей значимости. Но тем не менее в Библии о согрешивших говорится, как о потерявших свое достоинство.

Например, Иуда — был избран апостолом, но потерял своё достоинство и вместо него это место занял другой. («и достоинство его да примет другой»)

О падших ангелах говорится, как о не сохранивших своё достоинство. («И ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших своё жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня». Послание Иуды 1:6 – Иуд 1:6)

Очевидно, что потеря достоинства (подлинной своей значимости, ценности, предназначения) ведёт к отступлению и бесчисленным грехам.

Что же такое достоинство?

Это — совокупность свойств, характеризующих высокие моральные качества, а также сознание ценности этих свойств и уважения к себе. Данное определение характеризует достоинство, как нечто положительное.

Значимость, достоинство и грех

Но что будет, если человек по ошибке, по глупости, из-за искривлённых стандартов будет удовлетворять чувство своей значимости, нарушая Божьи законы и заповеди?

К чему это приведёт?

Значимость, достоинство и грехПервое — его жизнь разрушится, потому что законы жизни нарушены. Но его чувство собственного достоинства — не факт. Потому что он его все же утверждал и утвердил. Не Божьим способом, но утвердил!

Пример тому — вор в Законе. Он жизнь проводит в тюрьме, жизнь разрушена, но он имеет чувство собственного достоинства в своих глазах и в глазах других заключённых.

Это пример ложной значимости. Но, субъективно, вор в законе не будет чувствовать свою ничтожность или греховность пока ему есть смысл оставаться в таком статусе и дорожить им.

Итак, я предлагаю посмотреть на грех через призму значимости. Потому что борьба с грехом в таком смысле происходит и до сих пор.

Если у христианина нет какой-то плохой привычки или явно греховного образа жизни, то это не значит, что с его мотивами все в порядке.

Но поскольку грех, зачастую не рассматривается, как потеря подлинной значимости или как поиск её ВНЕ Христа, многие грехи остаются незамеченными.

Например.

Пастор церкви — значимый человек.

Если его достоинство покоится на его должности, а не на откровении Божьем о нем, как о сыне, то любой человек в церкви, водимый Духом Святым, будет представлять для него угрозу.

Любой, кто выскажет ему в лицо своё мнение, будет считаться нарушителем церковного Закона (порядка). Тот кто высказывается — не факт, что грешит.

А вот тот, кто имея власть и должность, не способен услышать, скорее всего грешит, потому что не зная, как решить проблемы, вешает всех собак на возмутителя порядка.

Муж в семье.

Если он не уверен в своей значимости, как её видит Бог, он будет искать её подкрепление в жене, очень часто ожидая от неё согласия с его мнением. Иначе его значимость, достоинство пострадает.

Значимость, достоинство и грех

Если он НЕ обрёл уверенность в своём достоинстве во Христе, он будет искать его в жене, в детях. Они должны будут все время подтверждать его статус.

Как?

Например, послушанием. Или согласием во всем. И дело здесь не в том, что от них не требуется послушания, а в том, какой смысл оно приобретает для самого мужа.

Значимость, достоинство и грехЕсли от послушания жены или детей, зависит его значимость, то муж на самом деле не вверил себя Христу. И человек может своим случайным или даже намеренным непослушанием поколебать его уверенность, достоинство.

И эту закономерность можно обнаружить везде, где есть некий социальный статус, власть или должность. В этом суть многих конфликтов.

Если у человека проблемы со своей значимостью, если он не обрёл её во Христе, как Сын имел её в Отце, такой человек будет искать опору в людях.

Так было с фарисеями и саддукеями. С их статусом должны были считаться все в Израиле, и с ним считались, но их не любили.

Значимость: потребность или похоть?

Чувство значимости, полноценности, достоинства, нужности, важности — это слова, которые объясняют то, как человек чувствует себя. И это чувство более глубокое, чем переживание эмоции.

Это внутреннее ощущение себя: «Кто я». Кто я в своих глазах, в глазах Бога и людей.

Например, в библейской истории о завоевании Ханаана, есть момент, когда люди сказали о себе следующее: «И мы были в их глазах, как саранча...»

Читайте также:  Как Бог говорит? Сны и видения - язык для младенцев?

Значимость, достоинство и грех

Так сказали посланные соглядатаи после разведки в Ханаан. Они увидели там сынов Енаковых, великанов, и испугались.

А затем сказали о своём достоинстве следующее:

  • мы против них, как маленькое насекомое.
  • мы незначительные, мы маленькие.
  • мы их не победим (у нас нет сил).

Это — исповедание того, как они увидели себя.

Таково было их представление о собственной значимости. А затем, весь народ увлёкся их словами и это ОЧЕНЬ РАЗГНЕВАЛО Бога.

Его разгневало не только то, что они не верили Ему, в Его силу, но и то, как народ видел себя, исповедовал свою незначительность. А ведь он был избран Всевышним для определённых целей и им нужно было осознать, как Бог их видит.

Таким образом, их незначительность и её исповедание приравнивалось к потере веры.

И как следствие: «...Бог погубил неверовавших» (незначимых, боязливых, малодушных, не верящих Божьему слову о них).

Значимость, достоинство и грехИтак, мы видим, что значимость, достоинство — это не просто психологический трюк, накачивание себя с помощью аутотренинга или самоутверждения. Это ощущение КАЧЕСТВА ЖИЗНИ внутри себя. И в разное время оно может по-разному проявляться: и как смелость, и как любовь, и как покой.

Значимость в таком смысле — это некий внутренний стержень, своими корнями уходящий в Небо.

От самосознания зависит, ЧТО ЧЕЛОВЕК БУДЕТ ДЕЛАТЬ. Как он себя воспринимает, так он и будет поступать. И Богу небезразлично, что мы думаем о себе.

Но в этой истории с соглядатаями были и те, кто в противоположность всему народу говорили:

«Мы их одолеем! С нами Бог».

Значимость, достоинство и грех

Иисус Навин и Халев свою значимость связывали с Богом, с Его верностью. Вот ЭТО Богу понравилось.

Так что же такое значимость? Это потребность или это похоть?

Если потребность, то как её удовлетворить? Если похоть, то любая человеческая похвала, ободрение, удовлетворяющие значимость — это, как бы, потакание греху.

Что говорит психология о значимости?

Для любого психолога, имеющего светское образование ответ будет таким:

Значимость, достоинство и грех«Значимость — такая же потребность, как и чувство безопасности или физиологическая потребность. Если она будет не удовлетворена, человек будет чувствовать себя несчастным». Это — своеобразная самооценка своих возможностей и своей пользы.

Если эту потребность удовлетворить, то человек успокоится, насытится, ободрится.

И в этом психологи абсолютно правы!

К слову сказать, Иисус удовлетворял потребности людей: голодных — накормил, хромых — исцелил, страдающих — избавил. Тому же он учит и нас. В Библии слово «потребности» обычно заменены словом «нужда». Но есть и такая цитата:

В эти дни, когда умножились ученики, произошёл у Эллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей.

Когда это произошло, то апостолы не сказали, ищите Христа, а не ропщите. Что-то вы недуховные... Нет. Они назначили дьяконов, чтобы потребности (еда, одежда, помощь) были удовлетворены.

Это даёт мне основания считать, что психология и психотерапия, говоря, об удовлетворении человеческих потребностей, конечно же, права. Вопрос только в том, как и кто должен или может их удовлетворить? И здесь точка зрения обычной психологии и библейской расходятся.

Писание говорит, что Бог — источник жизни, а значит есть потребности, которые на человеческом уровне невозможно удовлетворить, а мирская психология предлагает искать решение проблем ТОЛЬКО на человеческом уровне.

Да, Бог использует людей для их участия в нашей жизни, и до поры до времени, человеческого участия достаточно, чтобы восстановить какой-то недостаток.

Но есть ключевая точка, где человеку предложено, отречься себя. То есть, не искать удовлетворения своей потребности, а переключиться на служение другим, зная при этом, что Бог — источник жизни.

И не ждать, что кто-то поддержит, так как можно не дождаться.

Точно также дело обстоит и со значимостью. Поиск значимости сам по себе — это не грех. Это потребность. Поиск же своей значимости в людях — это уже заведомо недостижимая цель, а стало быть, приведёт к разочарованиям.

sarangha

Иногда будет успех, человек получит значимость, иногда — не получит. И тогда есть опасность гнаться за удовлетворением своей потребности. А вот это уже называется похотью.

Значимость, достоинство и грехНо поскольку все люди рождаются в Адаме, то в какой-то момент времени, они так или иначе обнаруживают свою ущербность: мы малы, мы ничтожны, как саранча. Так случается в жизни, что каждый из нас находит свой «Ханаан», землю с молоком и мёдом, но войти туда не может, и боится.

Возникают психологические проблемы и отсюда, из ощущений своей незначительности проистекают посещения психотерапевтов для решения этих самых проблем.

Не было бы проблемы со значимостью, не было бы проблем, как таковых. Люди жили бы согласно своей целостности в Боге. Но мир ущербен, люди ущербны и к тому же в мире существует зло, разрушение, унижение, подавление.

Это и есть — греховность. Потеря своей целостности в Адаме. Бог предлагает её найти во Христе. Так как Он был целостен, един с Отцом во всем.

Проблема в церкви

Первоочередной задачей Евангелия есть провозглашение: покайтесь, ибо приблизилось Царство Божье. В связи с этим в проповеди делается сильный акцент на «покайтесь»!

Этот призыв особенно актуален для людей, которые ОСОЗНАЮТ себя грешниками, для упавших, для ожидающих ветра перемен.

Для тех, кто уже покаялся, Писание меняет свой призыв. Оно говорит: «Возрастайте!».

Читайте также:  Как правильно понимать Писания?

Откровение о падении в Адаме остаётся, но нужно познать путь ВОССТАНОВЛЕНИЯ во Христе. А это связано с восстановлением достоинства.

Но если в церкви человеческое достоинство считается статусом, конкурирующим со славой Божьей, то человека не будут утверждать в его достоинствах:

  • хвалить (чтобы не возгордился),
  • ободрять (считается, что лучше обличать),
  • благодарить (потому что вся слава Богу),
  • утешать (потому что это сентиментальные, психологические трюки)

Таким образом, такой инструмент, как поощрение, вдохновение, ободрение, слабо развит. Но это все равно, как насадить растение и... не поливать его.

Значимость, достоинство и грех

Правильно говорить ему: ты должен расти и служить для Бога, но не ободрять, не хвалить — это равнозначно не поливать, не подпитывать человека в том, что уже есть и достигнуто.

Я встречался с такой христианской «практикой». А мотив, почему так нельзя делать, то есть, ободрять — это, чтобы тот не возгордился.

Таким образом, потребности человека в ободрении и утешении осуждаются, как его слабость, дескать, ты должен Богу доверять, а не искать ободрения у человека!

Да, это идеальная картина, характеризующая духовно взрослого и зрелого человека.

Значимость, достоинство и грехНо, думаю, что было бы гораздо легче и быстрее расти (духовно возрастать) человеку в атмосфере принятия, похвалы (если есть за что или на основании откровения Божьего и милости) и одобрения. Так обычно растут дети в хороших семьях.

Атмосфера осуждения, игнорирования, безразличия не способствуют духовному росту. Бог все равно взращивает нас, но ВОПРЕКИ этому, а не благодаря нашим недостаткам.

«Будем внимательны друг ко другу, ПОOЩРЯЯ к добрым делам». Так учит ап. Павел.

Внимательны и поощряя.

Иногда мне кажется, что ЭТОТ принцип в разы лучше работает в какой-то мирской организации, которая ценит своих квалифицированных работников, нежели в церкви. Я сейчас говорю об этом не с осуждением, а рассуждаю, насколько это слово «внимательны и поощряя» применяется в общине.

Подытожу.

1. Значимость — это потребность. Полностью она удовлетворяется Богом, когда человек находит своё призвание и имеет отношения с Отцом.

Но люди вокруг (особенно община) могут помочь человеку найти своё призвание, ободряя его на жизненном пути, как родители ободряют детей, пока те не утвердятся в своих талантах и станут зрелыми, взрослыми людьми, способными служить своими дарами.

2. Споры и вражда происходят от борьбы за свою значимость. Желание утвердить себя, отстоять своё мнение — это все борьба за значимость и такая борьба и есть гордость. Но такая борьба по умолчанию будет происходить в тех общинах, где обличение или осуждение преобладает над благодарностью и признанием. И такое замалчивание благодарности и похвалы теологически оправдывается, дескать, вся слава только Богу.

3. Пока человек не научиться покоиться во Христе, не найдёт своё призвание, чтобы реализовать себя в духе истины, он будет отстаивать себя тем или иным способом, враждовать с инакомыслящими, «бороться за истину».

(Это относится и к рядовым членам и к служителям, и к пасторам. Как это может проявляться у служителей — отдельный разговор).

Значимость, достоинство и грехОн будет думать, что живёт по духу, ведь говорит правильные слова, борется с неправдой, но все его усилия на самом деле будут направлены на борьбу с людьми, которые отнимают у него тем или иным способом его значимость, должность, положение или по достоинству не оценили.

Так будет продолжаться до тех пор пока ему не откроется в большей степени Христос, призывающий любить несогласных с твоим мнением людей, отвергающих тебя, унижающих, отвергающих и тем самым бьющих по твоей значимости.

Или пока зрелая община или отдельные люди, принимая человека с его болью и ценя его, не откроют ему любовь Христа.

Их «терапевтическая задача» будет следующей:

Вместить человека, принять, и через наставление в вере:

  • обрезать в нем чрезмерную зависимость от человеческого мнения;
  • утвердить в любви Божией;
  • научить, прощать всех, кто недодал ему что-то на человеческом уровне;
  • помочь, обрести свою значимость во Христе.

Так произойдёт духовный рост и доверие Христу в вопросе обретения своей значимости.

Христианский взгляд на то, что вопросы, связанные с поиском значимости, обретением достоинства, желанием быть любимым — это все греховные помысли и желания, такой взгляд не соответствует истине.

Скорее, эта проблема порождена греховностью человека и да, ему нужен Христос, но зачем?

Чтобы подавить его поиск и желания? Или чтобы удовлетворить их, и стать ответом на его боль?

Неправильный христианский взгляд — это осуждение и непонимание сути проблемы на том уровне, где идёт борьба у человека. Пока эта проблема не будет правильно решена, жизнь и служение такого верующего человека будут мотивированы самоутверждением для получения одобрения от людей.

Значимость, достоинство и грехЕсли быть точнее, его мотивы будут смешаны, недостаточно чисты: там будет и желание служить Богу из чувства благодарности, и желание обрести свою значимость, а стало быть, концентрация на самом себе.

До поры до времени жить и служить Богу в таком состоянии — нормально, много служений совершается именно на таком уровне. Но приходит время, когда Бог начинает очищать сердце от всяких примесей.

От того, как человек поймёт эту Божью работу и пройдёт испытания зависит степень очищения. А затем и переход на новый уровень служения.

Предыдущая статья: Следующая статья:

Подписаться на обновление блога

Введите свой e-mail адрес:

Поделись своим мнением!
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Мир аудиокниги — озвучивание аудиокниг! © 2021 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх

WordPress: 41.69MB | MySQL:84 | 0,503sec