Исторические свидетельства о двух домах Израиля
Существуют ли исторические свидетельства о двух домах. Что говорят об этом раввины?
- Иосиф, Рамбам и древнейшие свидетели
Иудейский священник и историк первого века Иосиф писал, что в его время люди еще знали, где находятся десять колен Израиля: «Вся масса народа израильского осталась в этой стране (Мидии); поэтому только два колена в Азии и Европе подвластны римлянам, а десять колен до сих пор находятся за Евфратом и составляют великое множество, которое невозможно перечесть». («Иудейские древности», 11.5.2, из «Сочинений Иосифа») Хотя некоторые могут утверждать, что оценка Иосифом численности израильтян была преувеличена, вряд ли он стал бы писать неправду о местонахождении израильтян в Мидии, когда его современники могли бы легко опровергнуть такое утверждение, если бы оно не соответствовало действительности.
Рамбам (Маймонид), один из самых влиятельных еврейских богословов Средневековья, оставил важное свидетельство относительно двух Домов Израиля: «Из колен Ефрема и Симеона израильских были некоторые, которые бежали в Иудею в небольшом количестве, жили в их землях и присоединились к Иуде. Их называли «израильтянами», а не конкретным племенным именем, потому что они представляли лишь небольшую часть своего колена. Это были те, кто вернулся вместе с иудеями из Вавилона под руководством Ездры. Когда они присоединились к Иудее, их не называли по коленам — все они поселились в городах Иудеи. Однако десять колен не нашли искупления — они остались в изгнании». («Сефер һа-Геула», Нахманид)
Некоторые предполагают, что десять колен Северного царства вернулись из ассирийского изгнания вместе с иудеями, которые возвращались из Вавилона, и что они впоследствии слились с ними, став частью единого народа, называемого иудеями.
Однако самые надежные свидетели того времени, Ездра и Неемия, опровергают эту теорию. Согласно их свидетельствам, из Вавилона вернулись только представители Иуды и Вениамина: «Тогда встали главы отцов Иуды и Вениамина, и священники, и левиты, кого Бог ни подвигнет, чтобы идти отстроить дом Господень, который в Иерусалиме» (Ездра 1:5). «Когда враги Иуды и Вениамина услышали, что изгнанники строят храм Господу, Богу Израилеву...» (Ездра 4:1). «И провозгласили по Иудее и Иерусалиму всем изгнанникам, которые возвратились, чтобы они собрались в Иерусалим» (Ездра 10:7). «С того дня половина моих слуг работала в здании, а половина держала копья, щиты, луки и плащи. А вожди стояли позади всего дома Иудина» (Неемия 4:16; см. также 11:4, 36; 12:34).
Эти библейские тексты указывают, что вернувшиеся из изгнания были преимущественно из колен Иуды и Вениамина. Согласно книге Неемии, их число составляло около 42 000 человек, и они пришли из областей, непосредственно прилегающих к Вавилону. Для сравнения: во время исхода из Египта численность народа составляла миллионы. Однако пророки предвещают грядущий исход, который превзойдет первый по своему масштабу, когда Бог соберет все двенадцать колен Израиля и вернет их со всего мира в Землю Обетованную.
- Раввинские споры о потерянных коленах
Во втором веке нашей эры спор о возвращении десяти потерянных колен запечатлен в Мишне, где рабби Акива и рабби Элиэзер придерживаются противоположных мнений: «Десять колен не вернутся, ибо сказано: «И изгнали их в другую землю, как и ныне». Как день уходит и не возвращается, так и они ушли и не вернутся». Таково мнение раби Акивы. Рабби Элиэзер сказал: «Как день темнеет, а потом снова становится светлым, так и для десяти колен — для них стало темно, но и для них снова станет светло». (Вавилонский Талмуд, Мишна, Санхедрин 110б) Считается, что на позицию рабби Акивы повлияло его разочарование в Симоне Бар-Кохбе как Мессии. Акива надеялся, что Бар-Кохба освободит евреев от римского господства, восстановит потерянные племена и откроет долгожданный мессианский век.
- Мнение Иеронима и Талмуда
Софроний Евсевий Иероним, широко известный как святой Иероним (ок. V в.), писал: «По сей день десять колен подчинены царям Персии... Десять колен ныне населяют города и горы Медии». (Hieron. Comm. In Hos. C. 1. Opp. Ed. Mart. Tom. III, col. 1242.) Хотя утверждение Иеронима, вероятно, основано на более ранних источниках, оно все же отражает общее понимание его времени.
В Вавилонском Талмуде, написанном в начале VI века, также есть свидетельство о том, что десять колен оставались рассеянными и даже смешались с народами: «Они объявили [десять колен Израиля] совершенно языческими, как сказано в Писании: «Они поступили вероломно с Господом, ибо родили чужих детей» (Осия 5:7)». (Вавилонский Талмуд, Йевамот 17а (ок. 500 г. н. э.).
- Современные историки и ошибочные представления
Ведущий современный еврейский историк Сара Яфет подтверждает: «Только три колена участвовали в восстановлении и дальнейшем обновлении еврейской общинной жизни: Иуда, Биньямин и колено Левия». (Сара Яфет, «От рек Вавилона до высот Иуды» (2006), стр. 82. Сара Яфет, почетный профессор библейских исследований Йехезкель Кауфман).
Раввин доктор Герц из Лондона также говорит: "Народ, известный сегодня как иудеи, — это потомки колен Иуды и Вениамина. Мы ожидаем воссоединения всех колен в ближайшем будущем». Другие ученые согласны с этим: «Народ Израиля остался в изгнании после возвращения иудеев из Вавилона» (Исаак Лейзер). «Надежда на возвращение десяти колен никогда не покидала иудеев в изгнании» (профессор Нойбауэр).
Хотя историческая реальность разделения Израиля на две группы — Иуду и Израиль (Ефраим) — не вызывает споров, по крайней мере до VI века нашей эры, современные разногласия начинаются, когда эта древняя реальность проецируется на настоящее время.
Большинство еврейских ученых соглашаются, что десять колен Израиля никогда полностью не возвращались на свою землю, но мнения расходятся в вопросе, произойдет ли это когда-либо. Однако идея о том, что десять колен Израиля навсегда утрачены и не получат наследства в Земле Обетованной, противоречит библейским обетованиям и ставит под сомнение верность Бога Своему Слову.
Некоторые современные богословы, как в иудаизме, так и в христианстве, неверно интерпретируют пророчества о воссоединении всех двенадцати колен Израиля в конце времен. Они ошибочно сводят эти пророчества исключительно к Иуде, игнорируя роль Израиля и превращая десять потерянных колен в простой миф. Однако такая точка зрения не учитывает многочисленные библейские свидетельства, которые ясно подтверждают Божий замысел восстановления всех колен Израиля.
- Последствия доктрины о двух домах
Результатом такого подхода в современном богословии стало непонимание как библейских пророчеств, так и Писания в целом. Идея о том, что дом Израиля полностью слился с домом Иуды и стал неотличим от него, представляет собой одну из наиболее серьезных ошибок в истории библейского толкования.
На эту проблему обращали внимание такие богословы, как Чарльз Тоттен из Йельского университета (1851–1908), который подчеркивал: «Я не могу адекватно выразить свою благодарность Всемогущему за то, что в юности покойный профессор Вильсон показал мне различие между двумя домами Израиля. Это понимание — ключ, с помощью которого открывается почти вся Библия.
Вряд ли будет преувеличением сказать, что человек, не осознавший, что дом Израиля в Писании совершенно отличен от иудеев, находится в младенчестве — не более, чем на стадии изучения библейского алфавита. По сей день семь восьмых смысла Библии остаются закрытыми для его понимания».
Однако важно уточнить, что учение о двух домах Израиля не поддерживает теологию замещения. Израиль не заменяет иудеев; напротив, вместе они представляют полноту Божьего народа.
Эта доктрина выходит за рамки богословия, поскольку она имеет и важные политические последствия. Территории, исторически принадлежавшие десяти северным коленам, сегодня находятся под контролем еврейского государства и частично мусульманских стран.
Признание дома Израиля как отдельного от иудеев народа и как законных наследников части Земли Обетованной предполагает подтверждение их права на эти территории на тех же основаниях, что и право иудеев на земли, принадлежавшие колену Иуды.