Басня Петух и Жемчужное зерно
У дедушки Крылова, так часто его называют за универсальный педагогический подход ко всем возрастам и уровням развития людей, есть удивительная способность — безболезненно изобличать человеческие пороки.
Он, как добрый дедушка, даёт нам назидательные уроки жизни, не обидев собеседников своей сатирой, а, наоборот, приглашая нас с улыбкой «высмеять» свои же недостатки.
Читали басню петух и жемчужное зерно?
Суть этого коротенького произведения может понять даже подросток, ведь недаром же, эта басня считается детской.
Но, несмотря на доступность понимания смысла сего творения, в жизни не становится меньше людей, поступающих точно так, как и главный герой этой басни.
Они, не понимая истинной полезности той или иной вещи, спешат причислить её к никчёмной безделушке, а значение обычного предмета возносят до первостепенной важности.
«Бесполезность» или «бессмысленность» каких-то вещей или явлений такие люди «определяют» ввиду собственного незнания.
Они не знали, не знают и не желают знать того, что находится за кругом их интересов. И вместе с этим прикладывают особые усилия, чтобы своё невежество выдать за «особое мнение». Пожалуй, это и есть ключевой момент сути и морали басни «Петух и жемчужное зерно».
Параллелей этой басне можно найти множество!
«Крыловские Петухи» — люди недалёкие или, проще говоря, глупые, но горделиво хвастающиеся своими «жизненными познаниями».
По этому поводу вспоминается другая басня Крылова, но очень похожая по смыслу – о невежественной Мартышке, не знавшей предназначение Очков, и не пожелавшей узнать их ценность. Она разбила их о камень.
Параллелей нашей басне можно найти много! Да, их столько много, насколько многообразны проявления невежества в жизни человека.
Вспомним, как часто случается, когда мы не знаем, что делать с ценным советом друга или с подвернувшейся возможностью изменить свою жизнь в лучшую сторону, а это всё – найденные нами «Жемчужины»…
Вот так! Получается, что эта басня Ивана Андреевича не совсем, уж, и детское произведение.
Справедливо сказать, что все басни Крылова имеют глубокий философский смысл.
С улыбкой хочется добавить от себя банально-обывательскую мораль басни петух и жемчужное зерно – знал бы Петух истинную цену жемчуга, он мог бы обменять его на несколько мешков зерна!..
Но, не дано ему, не дано знать сей тайны.
Эта басня кричит нам – «Будьте мудры и любознательны, люди!»
Поистине, проницательность произведений Крылова, на которых воспитывались поколения людей, удивляет и делает жизнь понятней.
Но вразумительным наше бытие может стать, если будем вникать в суть и мораль басен дедушки Крылова, цитаты из которых народ растащил на поговорки и пословицы.
А теперь послушаем басню «Петух и жемчужное зерно» и попробуем вспомнить, не встречали ли мы таких «Петухов» в своей жизни?
А, может, этот образ живёт и в нас? ))
Скачать эту и другие басни Крылова
Автор: Игорь Смирнов
И действительно, сколько за свою жизнь мы находим таких «Жемчужин» и, увы, не находим им правильного применения…
В жизни мы часто видим таких недалёких, как «Петух», людей. А, порой, и сами бываем в роли басенного Петуха. Часто мы не видим смысла и нужды в том, что нам не знакомо. А раз не знаем что «это», значит, — это ерунда какая-то.
Вот так часто мы отрицаем полезность вещи, совета друга, самого друга, не узнав истинной ценности того, которой нам удостоилось иметь в данный момент.
У меня есть жизненная история на эту тему. Ещё в школе, когда в 9-м классе изучали вождение, а я, поскольку носил очки, посчитал, что мне не нужно изучать этот предмет и отлынивал: играл в шахматы на задней парте и особо не интересовался устройством автомобиля )) Уже позже понял, что я выбросил из своей жизни «зерно», а ведь было время вникнуть во все это. А потом уже было сложнее найти время и мотивацию.
Домашнее задание. Прочитайте басни в учебнике-хрестоматии. Определите, какие отрицательные черты людей высмеивает автор? В каких словах выражена мораль басен? Какие слова стали афоризмами?