Высокомерие, превозношение в церкви
Превозношение — вид отношений между людьми, когда один считает себя лучше другого, умнее, превосходнее. Превозношение — это разновидность гордости, иными словами — это высокомерие.
Превозносящийся человек себя представляет в лучшем свете, а оппонента видит в худшем. Превозношение ведет к унижению других людей.
Но если превозноситься — плохо, зачем тогда так делать? Ответ: человек получает свой «бонус». Он, таким образом, удовлетворяет чувство собственной значимости.
Как проявляется превозношение в церкви?
Очень просто — оно в деноминационных различиях и противостоянии, в спорах. Такое явление не ново.
По-видимому, уже в ранней церкви подобные веяния были, потому что апостол Павел предупреждает язычников не превозноситься над природными ветвями (евреями), а по отношению друг ко другу увещевает: "Не превозноситесь друг пред другом, но почитайте один одного выше самого себя".
Они спорили. Спорила Коринфская церковь, в общине полемика велась на тему «кто лучший», и те разногласия приводили к разделению. Диагноз Павла: Коринфская церковь была младенческой, плотской.
Делаем вывод: превозношение, проявляющееся в доказывании своей правоты — это проявление младенчества. Желание утвердить себя путем споров и унижения мнения другого человека — это проявление плоти.
Не превозноситесь друг пред другом!
Как этот призыв применить к имеющимся деноминационным различиям да так, чтобы убрать раздоры и ненужную полемику?
Вот как я смотрю на эту проблему.
У каждой деноминации есть некая преобладающая ИСТИНА, которой нет у другой. У каждой деноминации имеются такие откровения, которые отвергать нельзя.
Например, у баптистов хорошо развито учение о Кресте и искупительной жертве. У пятидесятников — учение о Духе Святом и дарах. У харизматов — о славе Божьей, хвале и прославлении. У адвентистов — об отношении к субботе. У мессианских верующих — учение об Израиле.
При этом полноты истины нет ни в одной христианской конфессии отдельно взятой!!
Однако, как я уже сказал, в каждой из деноминаций есть некая важная истина... из-за которой (как это странно не звучало бы) эта деноминация отделилась от своей «материнской» и стала самостоятельной.
То есть, деление в церкви происходит из-за того, что новое поколение верующих находит некий «святой Грааль», некую важную истину и начинает за неё бороться, да так, что рвет отношения в Теле и организовывает свою ячейку. Это общеизвестная практика со времен Реформации.
Можно ли положить конец этому"почкованию"?
Да, если начать применять на практике слово «Почитайте друг друга выше самого себя», и если помнить, что доктринальные разногласия возможны, но важно сохранить «единство в духе в союзе мира».
Как превозношение выглядит в церкви?
Если кто-то, будучи представителем какой-то конфессии или деноминации, считает, что его христианский взгляд самый правильный, то споры и разногласия обеспечены, можно не сомневаться.
Например, кальвинист считает, что его взгляд на суверенность Бога самый правильный. Тогда он будет всячески унижать арминианство, что зачастую и происходит в словесных баталиях.
Или пятидесятники считают, что кто не говорит на незнакомом языке, тот менее духовный. В результате будут споры с баптистами в этом вопросе.
А баптисты в свою очередь считают, что наоборот, неважны языки и поэтому будут критиковать пятидесятническое движение за их "глупые глоссолалии".
Таких примеров можно привести много, но все это — доктринальные споры, умственные баталии, несмотря на то, что все крестились духом Святым в Тело Мессии и все являются членами друг другу.
ВСЕ принадлежат Богу, но почему-то единства на практике нет. При этом всем очевидно, что служения и дары различны и ВСЕ не могут быть, как один.
Баталии относительно Закона
Сейчас, в связи с тем, что Тело Христа обогатилось верующими евреями, стали происходить подобные баталии относительно роли Закона. Мессианская церковь подчеркивает важность Торы, как слова, данного Богом, которое нужно толковать в свете исполнившегося Искупления.
Традиционные верующие говорят, что нужно жить по Новому Завету, что все Ветхое — это «ветошь», нужно жить по благодати, по духу и т.п.
Так, например, споры возможны относительно (с одной стороны) необходимости «помнить день субботний» или свободы от этой еврейской заповеди (с другой стороны). При этом выдвигается аргумент: «мы не под законом, а под благодатью».
Но если взять во внимание все вышесказанное о превозношении, то, кто бы что ни говорил, если не будет принятия друг друга, то обе стороны просто самоутверждаются.
Тот, кто исполняет субботу, например, может гордиться и превозноситься над тем, кто её не исполняет. Почему? Исполняющий (хранящий) субботу считает эту заповедь чрезвычайно важной. Он видит в ней знак Божьего завета.
И наоборот, не исполняющий заповедь о субботе (как о дне покоя), хвастается своей «свободой» над тем, кто исполняет.
Что же получается?
Тот, кто исполняет субботу, и СОСРЕДОТОЧЕН НА ЭТОМ, может не замечать, как, например, грешит своим языком и тем самым нарушает Закон. Такой верующий (если он не берет во внимание другие истины Божьи) будет тешить себя, что исполняет субботу и более того, он даже соблюдает праздники.
А тот, кто в силу своего «христианского воспитания» не приветствует Господни праздники, на самом деле может быть очень сильным в своем благочестии. Он заботится о ближних и работает над своими грехами, кается и очищает свое сердце, хотя в силу своих доктринальных взглядов НЕ МЫСЛИТ такими категориями, как, например, мессианский верующий.
Другая сторона медали. Тот, кто исполняет субботу на самом деле входит в Шаббат и укрепляется в Господе. У него налаживаются отношения с Господом, вырабатывается некий внутренний стержень, он начинает лучше понимать Писание, видит свою связь с народом Божьим.
А тот, кто говорит, что для него воскресение — это «суббота», на самом деле обманывает себя, потому что для него воскресенье — очень даже напряженный день служения.
Как видите, существует разная практика и диаметрально противоположные точки зрения. И если у братьев не будет уважения друг к другу, то в результате между ними будут происходить споры и взаимное непринятие.
Один будет обвинять другого, что тот не исполняет Закон, дескать, ты отбросил субботу. Хотя «обвиняемый» может быть силен в исполнении других заповедей, сам того не понимая, интуитивно исполняя волю Божью.
И наоборот, другой христианин будет обвинять первого в том, что тот, дескать, "попал под закон", потому что соблюдает субботу. При этом не соблюдающий, не понимает, что суббота является частью заветных отношений Бога и человека и в ней есть смысл.
В результате такого разнобоя — превозношение, высокомерие и борьба внутри Тела.
Можно ли устранить эти несогласия?
Мой ответ: «Можно!» Но для этого нужно научиться общаться. Потому что из-за НЕУМЕНИЯ ОБЩАТЬСЯ разрозненные части Тела доказывают каждый СВОЮ правоту и в пылу полемики вешают друг на друга ярлыки.
Превозношение разрушает отношения
Я прекрасно понимаю, что для традиционного верующего само слово «закон» — это табу. Оно все равно, как для гражданина СССР слово «секс» — запрещенное, ( у нас секса нет), хотя наш гражданин состоит в браке и у него есть дети. Парадокс.
Точно также для традиционного верующего понятие «мы не под законом» сообщает ему, что он не живет по закону, хотя он в своей практике, где-то таки исполняет его (живя верою) и как правило, в той части заповедей, которые он все таки воспринял, читая послания Павла. Например, он не ворует и старается любить ближнего.
Но поскольку верующие живут в разных частях Тела (в деноминационных клетках) и между собою не общаются, они не могут понять друг друга.
Поэтому пока ВЕРУЮЩИЕ не научаться принимать друг друга, слушать и слышать, чтобы понять язык и образ мышления друг друга — воссоединение, исцеление Тела и его очищение затрудненно. Ибо, если ходим во Свете, то имеем общение и Кровь Иисуса очищает нас от греха. Общение, диалог, принятие — это условие для очищения. Сам Господь будет очищать.
Нужно понимать, что если моя цель — доказать свою правоту или показать доктринальное превосходство — будут распри. Потому что единства НЕТ И НИКОГДА НЕ БУДЕТ на почве доктрин.
В заключение...
Мессианская церковь — это новое движение в христианстве. В нем, на мой взгляд, есть обновляющая сила, так как есть открытый взгляд на проблему христианства, связанную с отторжением от корня маслины.
Но есть и вся та же древняя, «христианская закваска» — непримиримость к инакомыслящим, доктринальное превосходство и желание доказать свою правоту.
Однако ХОДИТЬ в истине и БОРОТЬСЯ за истину — это 2 большие разницы, как говорят в Одессе. Пора прекращать жить эмоцией протеста и нужно учиться жить верою, принимая своего брата во Христе так, как Иисус принял нас в славу свою.
Скачать книгу «Стремление к Богу»
Автор: Студия "Вестник"
Мир аудиокниги